Требования к оформлению работы
Любая проектно-исследовательская работа или проект школьника оформляется на листах формата А4 с одной стороны.
Оформление
Шрифт – Times New Roman, размер шрифта – 14 пт, межстрочный
интервал – 1,15. Поля: левое – 30 мм, правое – 15 мм, верхнее и нижнее – 20
мм. Нумерация страниц – в правом нижнем углу.
Сокращения. Допускаются только общепринятые сокращения слов,
терминов и обозначений (например, ЭВМ). Формулы должны нумероваться
сквозной нумерацией арабскими цифрами, которые записываются на уровне
формулы справа в круглых скобках.
Иллюстрации. Иллюстрации располагают после их первого
упоминания. Число иллюстраций должно быть достаточным для пояснения
излагаемого текста. Иллюстрации следует нумеровать арабскими цифрами
сквозной нумерацией: рис.1 и т.д.
Приложения. Объёмный дополнительный, иллюстративный материал
(занимающий более страницы) размещается в разделе Приложения (объём
этого раздела не ограничивается). К работе может прилагаться архив с
дополнительными материалами в цифровой форме: схемы, чертежи, модели,
исходные коды, исходные данные и прочее. Приложения располагают в
порядке ссылок на них в тексте работы. Каждое приложение следует
начинать с указания наверху слева страницы слова «Приложение» и его
обозначения. Приложение должно иметь заголовок. Приложения нумеруются
(Приложение 1, Приложение 2 и т.д.), но в содержании указываются одним
разделом — Приложение. Объемные материалы могут быть выложены на
свободном сервере, где доступны для скачивания, или на них может быть
дана интернет-ссылка.
Таблицы. Название таблицы является обязательным и должно отражать
ее содержание, быть точным, кратким. Название следует помещать над
таблицей справа. Таблицы, за исключением таблиц приложений, следует
нумеровать арабскими цифрами сквозной нумерацией.
Единицы физических величин. В описании проекта следует применять
стандартизованные единицы физических величин.
Список литературы должен содержать перечень использованных в
работе книг, журналов, статей и так далее в порядке ссылок на эти источники
в работе. Библиографическое описание документов, включенных в список
использованной литературы, должно быть составлено в соответствии с
требованиями ГОСТ Р 7.0.100-2018. В тексте указывается ссылка на
источник в квадратных скобках (например, [1], [2,3]).
Текст проектно-исследовательской работы (проекта) набирают шрифтом Times New Roman.
Выравнивание текста на странице — по ширине.
Обязательны абзацные отступы с величиной на усмотрение автора. Текст исследовательского проекта должен быть хорошо читаемым и правильно оформленным.
Нумерация страниц проектно-исследовательского проекта
В конце страницы проектно-исследовательской работы следует пронумеровать. На первой странице номер не ставится, нумерация ставится и продолжается со второй страницы. Располагается номер страницы внизу по центру.
Заголовки в проектно-исследовательской работе
Заголовок раздела печатается полужирным шрифтом, с заглавной буквы и без точки в конце. Переносить слова в заголовках не допускается. Между текстом и заголовком делается отступ в 2 интервала.
Каждая глава проектно-исследовательской работы необязательно оформляется с новой страницы. Главы нумеруются арабскими цифрами(1., 2., …). В нумерации параграфа идет номер главы, точка, номер параграфа (например, 1.1., 1.2., 1.3. и т.д.).
Если параграфы содержат пункты, то пункты нумеруют тремя цифрами через точку, например, 1.1.1., 1.1.2., и т.д., где первая цифра – номер главы, вторая – номер параграфа, третья – номер пункта.
Сокращения и формулы в оформлении проектно-исследовательской работы
В тексте не используют часто сокращения кроме общепринятых (Д.И. Алексеев Словарь сокращений русского языка – М., 1977).
При упоминании в тексте исследовательского проекта фамилий известных людей (авторы, ученые, исследователи, изобретатели и т.п.), их инициалы пишутся в начале фамилии.
Если используете в тексте формулы, давайте пояснение используемым символам (например: А+В=С, где А – количество конфет у Маши, В – конфет у Даши, С – конфет всего).
Оформление приложений проекта
Рисунки и фотографии, графики и диаграммы, чертежи и таблицы должны быть расположены и оформлены в конце описания исследовательского проекта после Списка используемой литературы на отдельных страницах в приложениях. (Например: Приложение 1, Приложение 2, …). На этих страницах надпись Приложение 1 располагается в правом верхнем углу.
Рисунки, фотографии, графики, диаграммы, чертежи и таблицы
Рисунки в приложениях нумеруются и подписываются.
Их название помещают под рисунком (например: Рис. 1. Кормушка для синиц, Фото 1. Лес зимой, График 1. Изменение параметра продаж, Диаграмма 1. Динамика роста пшеницы.)
Таблицы в приложениях также пронумерованы и озаглавлены. В таблицах для строк текста применяется одинарный интервал. Нумерацию и название располагают под таблицей (Таблица 1. Успеваемость учащихся школы).
При оформлении исследовательской работы в конце предложения, в котором ссылаются на приложение, пишут (Приложение 1). Обязательным условием должно быть наличие самого приложения в конце исследовательской работы или проекта.
Что отражается в разделе Введение
В главе «Введение» необходимо сжато представить основные идеи исследовательской работы!
Введение — первый раздел исследовательского проекта, располагается на третьем листе после Содержания проектно-исследовательской работы.
В нем раскрывается актуальность темы, цель и задачи проекта, объект исследования и гипотеза, которая формулируется при наличии практической части в исследовательской работе.
Обоснование актуальности проектно-исследовательской работы доказывает значимость, современность, нужность результатов исследования.
Формулируется Цель проектно-исследовательской работы – модель желаемого конечного результата исследования.
Также важно указать конкретные задачи проектно-исследовательской работы, которые предстоит решить.
Во Введении проектно-исследовательской работы можно также указать степень разработанности данной темы в литературе, сформулировать планируемый результат исследования.
Актуальностью исследования (проекта) является степень его важности на данный момент и в данной ситуации для решения определенной проблемы, задачи или вопроса. Это же относится к актуальности научного исследования или обоснования актуальности темы научного исследования.
В проекте обоснование актуальности исследования (проекта) — это объяснение необходимости изучения данной темы и проведения исследовательской работы в процессе общего познания.
Объект исследования — это то, что будет взято учащимся для изучения и исследования. Это не обязательно может быть какой-либо неживой предмет или живое существо. Объектом исследования может быть процесс или явление действительности.
Обычно название объекта исследования содержится в ответе на вопрос: что рассматривается?
Предмет исследования — это особая проблема, отдельные стороны объекта, его свойства и особенности, которые, не выходя за рамки исследуемого объекта, будут исследованы в работе.
Обычно название предмета исследования содержится в ответе на вопрос: что изучается?
Пример
Объект исследования: | Предмет исследования: |
магнит | свойства магнитов |
гора Чатырдаг | легенды и мифы о горе Чатырдаг |
тригонометрические уравнения и их системы | способы отбора корней в тригонометрических уравнениях и системах |
учащиеся и преподаватели школы | зависимость от СМС |
английские предложения | способы и причины расположения слов в английских предложениях |
семейно-родовые обычаи | родинный ритуал |
социальные сироты, находящиеся в реабилитационном центре | процесс социальной поддержки и защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей |
глаз | свойства и структура глаза как оптического инструмента |
микроклимат учебных помещений | условия микроклимата в учебных помещениях |
магнитное поле | магнитное поле в школьных учебных кабинетах |
Цель работы — это желаемый конечный результат, который планирует достичь учащийся в итоге своей работы.
Цель описывается учащимся во Введении работы простыми словами и одним-двумя предложениями!
Простая схема составления цели работы (проекта):
1. Выберите одно из слов типа:
изучить, исследовать, выяснить, выявить, определить, проанализировать, установить, показать, проверить, привлечь к проблеме, обосновать, обобщить, описать, узнать и др.
2. Добавьте название объекта исследования
Задачи работы — это все последовательные этапы теоретической и эксперементальной работы учащегося с начало до конца.
Чтобы определить задачи работы, нужно последовательно отвечать себе на вопрос: «Что мне сделать, чтобы достичь цели исследования?»
Задачи записываются во Введении исследовательской работы сразу после цели.
Обычно задачи проекта перечисляются и начинаются словами: выяснить, изучить, провести, узнать, проанализировать, исследовать, определить, рассмотреть, найти, предложить, выявить, измерить, сравнить, показать, собрать, сделать, составить, обобщить, описать, установить, разработать, познакомиться и т.п.
Обоснование методов исследования описывается в разделе Введение в работу учащихся. Часто в этом разделе проводится простое перечисление методов исследовательской работы.
В обосновании методов проведения исследования нужно указать:
— методы исследования, которые использовались в исследовательской работе;
— желательно пояснить Ваш выбор методов исследования, т.е. почему именно эти методы лучше подойдут для достижения цели.
Методы эмпирического уровня:
— наблюдение, – интервью, – анкетирование, – опрос, – собеседование, – тестирование, – фотографирование, – счет, – измерение,- сравнение.
С помощью этих методов исследовательской работы изучаются конкретные явления, на основе которых формируются гипотезы.
Методы экспериментально-теоретического уровня:
— эксперимент, – лабораторный опыт,- анализ, – моделирование, – исторический, – логический, – синтез, – индукция, – дедукция, – гипотетический.
Эти методы исследования помогают не только собрать факты, но проверить их, систематизировать, выявить неслучайные зависимости и определить причины и следствия.
Методы теоретического уровня:
изучение и обобщение, абстрагирование, идеализация, формализация, анализ и синтез, индукция и дедукция, аксиоматика.
Эти методы исследования позволяют производить логическое исследование собранных фактов, вырабатывать понятия и суждения, делать умозаключения и теоретические обобщения.
Список использованной литературы
В проектно – исследовательской работе располагается в алфавитном порядке и нумеруется.
Список литературы исследовательского проекта помещается на отдельном листе.
По правилам Список использованной литературы принято помещать после Заключения.
В список включают все источники, на которые имеются ссылки в тексте и которые использовались для работы над исследовательской работой.
Источники в списке нумеруются в порядке их упоминания в тексте арабскими цифрами без точки.
Сведения об источниках должны включать: фамилию, инициалы автора, название источника, место издания, издательство, год издания, количество страниц.
Фамилию автора указывают в именительном падеже. Наименование места издания необходимо приводить полностью в именительном падеже.
Для статей указываются инициалы автора, название статьи, название журнала, год издания, номер страницы.
Удобным является расположение литературы по алфавиту.
Официальные документы ставятся в начале списка литературы в определенном порядке: Конституции; Кодексы; Законы; Указы Президента; Постановление Правительства; другие нормативные акты (письма, приказы и т. д.).
Литература на иностранных языках ставится в конце списка после литературы на русском языке.
Пример
Использованная литература
Государственные стандарты и сборники документов
1. ГОСТ 7.1.-84 – Введ. 01.01.86 – М, 1984 – 75с.
2. О правительственной комиссии по проведению административной реформы: Постановление Правительства РФ от 1 июля 2004 N 458 // Собрание законодательства РФ. – 2004. – N 34. – Ст. 3158
Учебники и учебные пособия
3. Экономика предприятия: учеб. пособие / Е. А. Соломенникова, В. В. Гурин, Е. А. Прищепко, И. Б. Дзюбенко, Н. Н. Кулабахова – Киев: НАУ, 2003. – 245 с.
Книги с одним автором
4. Атаманчук, Г. В. Сущность государственной службы: История, теория, закон, практика / Г. В. Атаманчук. – М.: РАГС, 2003. – 268 с.
Книги одного, двух, трех и более авторов
5. В.С., Семенюк Э.П., Урсул А.Д. Категории современной науки: Становление и развитие – М.: Мысль, 1984.-268с.
Статья из газеты или журнала
6. Егорова П.Д., Минтусов И.Л. Портрет делового человека // проблемы теории и практики управления. – 1992 – №6. – С.3-17.
Статья из энциклопедии или словаря
7. Бирюков Б.В. Моделирование // БСЭ – 3е изд. – М., 1974. – Т. 16. – С.393-395
8. Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. – М.: Азбуковник, 2000. – 940 с.
Электронные ресурсы
9. Tvorcheskie proekty, Inc.(2013). План оформления творческого проекта. Симферополь, Tvorcheskie proekty. Web: http://tvorcheskie-proekty.ru/plan